В декабре 2014 года разработчик Game Hive, создавший серию игр ‘Победи босса», выпустил RPG-кликер ‘Tap Titans’. В игре много интересных и необычных решений в игровом дизайне, поэтому мы решили разобрать ее.
Проблематика кликеров
Недостатком большинства кликеров является то, что они очень быстро надоедают. Почти все кликеры играют совершенно одинаково: за одно нажатие вы получаете одну единицу мягкой игровой валюты. Чем быстрее вы нажимаете, тем больше валюты получаете, которую используете для покупки инструментов. Их функция — автоматически генерировать обменную валюту, пока вы продолжаете крушить экран.
На данном этапе нажатие как функция игрового процесса в основном теряет смысл. Пользователь может просто оставить свои инструменты в покое на пару часов, а затем вернуться, чтобы купить новый, что увеличит темпы производства мягкой валюты.
По мере прохождения игры его инструменты начинают генерировать больше единиц валюты в секунду, чем он когда-либо сможет использовать в одиночку. С этого момента нажатие полностью теряет смысл. Начиная с самой первой внутриигровой покупки, фокус внимания пользователя смещается на управление инструментами, генерирующими ресурсы, что представляет собой не более сложную задачу, чем нажатие кнопки “купить”.
В результате игровой цикл обычно выглядит так:
Как вы можете видеть, цикл в значительной степени упрощен. Это как положительно, так и отрицательно для жанра. С одной стороны, правила просты для понимания любому пользователю. С другой стороны, такой контент не может увлечь игрока дольше, чем на пару недель.
Однако разработчики кликеров ставят низкие требования для входа выше, чем удержание игроков. В конце концов, у жанра есть несколько более значительных преимуществ:
- Медитативный игровой процесс (наблюдение за ростом количества печенья, золотых монет или долларов завораживает);
- Гибкая продолжительность игровых сессий (вы можете провести в игре несколько секунд или часов);
- Относительно дешевый и простой процесс разработки.
Итак, неудивительно, что кликеры часто выпускаются на рынке мобильных устройств. Несмотря на все сказанное выше, мы уверены, что все студии считают важным решить проблему хранения. Однако одна команда нашла правильное решение и реализовала его в своем проекте Tap Titans.
Основы игрового процесса
Ребята из Game Hive создали кликер, который намного шире и глубже, чем подразумевается стандартной концепцией.
Отличий предостаточно. Прежде всего, игроки не просто нажимают: они должны убивать монстров. Каждое нажатие наносит урон существу на часть его панели здоровья; от одного нажатия погибает только самый ранний из врагов. Таким образом, игровая валюта зарабатывается не нажатием, а убийством монстров (они не сопротивляются).
Игра разделена на уровни. Каждый уровень содержит десять монстров. Каждый десятый монстр — босс, а каждый пятый босс — супер-босс. У каждого следующего врага больше очков здоровья, чем у предыдущего, и для его уничтожения требуется все больше и больше усилий. Это стимулирует игрока тратить золото на следующего:
- Покупка и улучшение компаньонов – бойцов, которые будут автоматически атаковать монстров и зарабатывать золото в отсутствие игрока;
- Приобретение и улучшение навыков, которые оказывают определенное, ограниченное по времени действие на поле боя;
- Увеличение силы собственного удара игрока (tap).
Это основы игрового процесса, которые новички изучат в течение первого часа в Tap Titans. Для них игровой цикл выглядит следующим образом:
То, что вы видите там, представляет собой новый уровень игрового процесса: разработчики поставили барьер (в форме монстров) между касанием и его результатом. Это открыло новые возможности взаимодействия между игроком и игрой (оставаясь при этом в рамках того же жанра).
Решение проблемы “потери смысла”
Как мы упоминали ранее, нажатие в кликерах теряет смысл после довольно короткого периода времени в игре. Инструменты генерируют ресурсы быстрее, чем любой пользователь может нажать вручную. Некоторые кликеры предлагают очевидный вариант: в дополнение к автоматическим инструментам игрок может потратить льготную валюту на предметы, которые улучшают эффект от самого нажатия.
Создатели Tap Titans нашли любопытное, хотя, возможно, и не очень деликатное решение. Две основные характеристики игры::
- Урон от ударов (урон, наносимый нажатием одного пользователя);
- Количество урона в секунду (DPS), наносимого товарищами пользователя.
Также есть индикатор общего количества ДПС, но это всего лишь украшение. Это стоит вашего внимания, только если вы изо всех сил нажимаете на экран и хотите посмотреть, сколько урона монстры получают от вас и ваших товарищей.
На первый взгляд, эти характеристики никак не связаны. Прогрессирование урона от тапов указано в одной части интерфейса, а герои приобретаются в другой. Однако есть нюансы.
Во-первых, вы можете потратить золото на улучшение как своих героев, так и компаньонов. С каждым повышением уровня у компаньона увеличивается DPS. Более того, каждый отдельный компаньон разблокирует новую способность на каждом 10-м, 25-м, 50-м уровне и далее. Например, урон от прикосновения или общий урон могут быть увеличены на определенный процент. Некоторые способности напрямую влияют на игрока (например, “прибавьте 0,4% от DPS к урону, наносимому одним касанием”).
Другими словами, чем более продвинутые у вас товарищи, тем сильнее становятся ваши удары.
Во-вторых, есть активные навыки, которые представляют собой чистое прямое взаимодействие между игроком и монстрами. Есть шесть навыков; каждого хватает на ограниченное количество времени (начиная с нескольких секунд), а затем идет длительное восстановление.
Навыки ускоряют игровой процесс. Некоторые из них срабатывают автоматически, для других требуется активное нажатие (например, нет смысла активировать дополнительный критический урон, если вы не нажимаете).
В-третьих, есть боссы, которых нужно убивать в течение ограниченного периода времени. Если вы этого не сделаете, вы застрянете в игре. Обычно убить босса довольно сложно. Товарищи не справятся с этим в одиночку; вам придется действовать вместе с ними и использовать активные навыки, например, тот, который увеличивает общий DPS вашей армии.
Идем глубже
Все описанное выше – лишь верхушка айсберга — комплекса решений основных проблем кликеров. Game Hive пошла дальше. Новый игровой цикл позволил им внедрить дополнительные функции, которые превратили упрощенный проект в настоящую игру среднего уровня.
Что это за особенности?
Прежде чем мы перейдем к ним, позвольте нам указать, что не все они доступны с самого начала. Пройдут дни или даже недели, пока вы их обнаружите.
Есть две причины, по которым это блестящее решение для разработки:
Во-первых, новички не теряются в бесчисленных возможностях. Во-вторых, неактивные кнопки стимулируют любопытство, побуждая пользователей играть больше, если они хотят их разблокировать.
Интересно, что первое впечатление, оставленное Tap Titans, — это довольно минималистичная игра. У героя нет ни компаньонов, ни активных навыков. Вы не можете делать ничего, кроме как нажимать. Однако по мере вашего продвижения появляется все больше и больше контента. Этого достаточно, чтобы потеряться, но не беспокойтесь: поступление нового контента четко измеряется.
Вернемся к функциям.
Их три, и их трудно достать (на первый запуск у вас может уйти целая неделя). Они работают в синергии и имеют фундаментальное значение для вашего успеха.
- Артефакты. Эти предметы повышают характеристики героя и компаньонов. Их много, но вы не можете выбрать, какой из них купить. Вы можете заплатить только реликвиями (специальная игровая валюта, см. Ниже) и получить случайный артефакт.
- Престиж. Престиж — это сброс игрового прогресса. После активации престижа у вас остается твердая валюта (кристаллы), артефакты и реликвии. Все компаньоны и активные навыки исчезают. Вы начинаете заново на первом уровне.
- Турниры. Мы вернемся к ним позже, после того, как разберемся с артефактами и престижем.
Для чего они были созданы?
Во многих играх freemium рано или поздно наступает момент, когда прогресс становится мучительно медленным. Обычно это означает, что существует система оплаты. Многие уходят, потому что у них нет ни денег, ни терпения, чтобы продолжать играть.
Прогресс в Tap Titans тоже в какой-то момент чуть не останавливается, но тратить реальные деньги — не лучший выход из этой ситуации. Дело в том, что покупка кристаллов (для покупки золота, на которое, в свою очередь, покупаются компаньоны) дает лишь небольшой импульс, который очень скоро заканчивается.
Самый эффективный способ сохранить быстрый темп развития — это активировать prestige.
Почему?
Потому что при активации престижа игрок получает реликвии. Их количество зависит от уровня героя. Реликвии также выдаются за “полную команду” (см. Ниже).
Помните, что реликвии, так же как и артефакты, находятся в вашем постоянном владении, а артефакты повышают ваши характеристики.
В результате герой с артефактами прогрессирует в несколько раз быстрее. Без артефактов вам придется потратить недели, чтобы достичь достойных уровней; с ними на то же достижение потребуется не более нескольких дней.
Таким образом, пользователь определяет динамику игры.
Чтобы предотвратить злоупотребление престижем игроками, разработчики сделали доступ к этой функции труднодоступным. Более того, игроку выгоднее активировать prestige как можно позже в игре, потому что чем выше уровень игрока, тем больше реликвий он получит.
Наконец-то пришло время вернуться к турнирам. Эта функция разблокируется при первой активации prestige.
Турниры — это соревнования между игроками в скорости прохождения уровней. Когда игроки участвуют в турнире, для всех них автоматически активируется престиж. Другими словами, игроки сбрасывают свой прогресс, чтобы соревноваться (и, конечно же, получают за это реликвии). Очевидно, что если у вас будет больше артефактов, и они будут более продвинутыми (могут быть обновлены за реликвии), вы подниметесь выше по служебной лестнице. Игроки, занимающие лидирующие позиции в конце каждого турнира, получают в награду оружие для компаньонов, кристаллы и реликвии.
Оружие для компаньонов не является определяющим элементом игрового процесса, но оно по-прежнему довольно эффективно в рамках базового игрового цикла. Оружие дает компаньонам до 50% увеличения мощности.
Функция трех описанных функций заключается в сохранении динамики игры. Из них турниры являются наибольшим мотиватором. Пользователи, которые хотят занять высокое место в топе игры, очень мотивированы играть, раз за разом активировать prestige, получать реликвии и покупать артефакты – и все это для достижения достойных результатов.
Таково описание второго базового игрового цикла.
Монетизация
Одна из переменных, влияющих на количество реликвий, получаемых при активации престижа, — это так называемая “полная команда”. Что это значит?
Дело в том, что начиная с определенного уровня (довольно сложного для достижения), боссы могут “убить” (вывести из игры) одного из товарищей. Если это произойдет, вам лучше не стремиться к престижу, потому что переменная “полная команда” — самый важный фактор, который следует учитывать, когда речь идет о реликвиях.
Потеря товарищей перед турниром означает потерю реликвий. Единственное решение этой проблемы — заплатить твердой игровой валютой за воскрешение товарища.
Этот метод монетизации ненавязчивый и эффективный. К чести разработчиков, боссы — это не какие-то дьявольские убийцы товарищей.
Еще одним элементом игрового процесса, который стимулирует игроков тратить деньги и активировать престиж, является “Кастомизация персонажа”. Игрок может экипировать своего героя для повышения характеристик. Доступ к снаряжению открывается в любом из двух случаев: либо после определенного времени активации престижа (сбросьте прогресс в десять раз и получите модный шарф, увеличивающий критический урон), либо за твердую валюту.
Как вы, наверное, заметили, игрокам в Tap Titans предоставляется альтернативный игровой процесс в виде престижа. В то время как традиционные бесплатные игры с заоблачными экранами предлагают знакомую дилемму (платить или страдать), продукт Game Hive предлагает другой выбор: платить или перезагружать. Интересно, что вложение реальных денег не всегда является выигрышной стратегией.
Чтобы подробнее рассказать о монетизации, мы бы выделили три направления монетизации:
- Замедление прогресса (у врагов в поздней игре гигантские полосы здоровья, а у них слишком мало золота, чтобы купить нового, более мощного компаньона);
- Покупаемые бустеры (золото, возможность убить сильного монстра за один раз, щит против боссов, сброс времени восстановления активных навыков и так далее);
- Приобретаемые пользовательские предметы для персонажей.
Вот и все. Как вы можете видеть, ни один из этих вихрей не влияет на краеугольный камень игры – реликвии.
Содержание
Другой распространенной проблемой кликеров является чрезвычайно быстрое потребление контента игроками. Prestige в определенной степени решает эту проблему, поскольку максимальный уровень невозможно получить без постоянного сброса прогресса. Что ж, возможно, это возможно, но это заняло бы слишком много времени. Итак, prestige — действительно прекрасное решение, которое становится еще более деликатным после сброса компаньона 1000-го уровня.
Это выглядит примерно так: когда компаньон достигает 1000-го уровня, его атака довольно слаба, в то время как его навыки работают должным образом. Если пользователь решает сбросить уровень этого компаньона, последний становится очень сильным. Однако ее приходится модернизировать с самого начала, что обходится недешево. Да, этот компаньон получает новый статус (отображается в красивой золотой рамке), но для его повышения требуется огромное количество ресурсов и времени.
Заключение
Game Hive разработали отличное название, которое объединяет рутинные основы игрового процесса clickers с рядом свежих решений. В результате Tap Titans привлекают более широкую аудиторию по сравнению с другими играми того же жанра.