Несколько советов о том, как выйти на рынок мобильных игр в Китае, от Юлии Набиевой, эксперта по азиатскому рынку.
Всем известно, что Китай является одним из лидеров современного рынка мобильной связи. В феврале 2015 года в Китае было зарегистрировано
Давайте определим все возможные способы выхода на рынок мобильных приложений в Китае и обсудим, какие изменения должно претерпеть приложение, чтобы соответствовать этому рынку.
1. Издатели
Китайские издатели ищут новых партнеров по всему миру из-за нехватки местных разработчиков игр. Если вы решите пойти этим путем, мы бы рекомендовали выбирать между известными компаниями, такими как
Плюсы: Издатели не только помогают запустить ваше приложение, но и гарантируют маркетинговую поддержку и продвижение, поскольку они используют свой собственный трафик и контакты для продвижения новых приложений. Обычно они покрывают все расходы на локализацию и адаптацию, а иногда покупают эксклюзивные права для определенного региона.
Минусы: Известные издатели часто требуют кардинальных изменений в приложении, иногда это требует столько же усилий, сколько разработка нового тайтла. Велик шанс не оправдать ожиданий партнера. Кроме того, некоторые издатели получают 70% прибыли от того, что остается после комиссии платформ.
2. Издательские агентства
За последние пару лет появилось довольно много различных цифровых агентств. После краткого обзора они решают, достойно ли приложение продвижения на определенном рынке. Основное отличие от издателей заключается в том, что цифровые агентства предлагают распространение по фиксированной цене или на основе доли дохода. Излишне говорить, что работать с такими компаниями более рискованно, поскольку их маркетинговые бюджеты, а также человеческие ресурсы ограничены. Иногда продвижение сводится к размещению на платформе, которое является бесплатным, благодаря личным отношениям с администрацией. Вы также можете оплатить локализацию или поддержку пользователей, это зависит от вас. Обратите внимание на такие агентства, как WizQ, Smartions, Yodo1.
Плюсы: Агентства могут помочь вам с интеграцией любой социальной платформы (Facebook-эквивалент Tencent WeChat и Sina Weibo, известный как “Твиттер Китая”). Вы не сможете сделать это самостоятельно, потому что платформы работают только с компаниями, зарегистрированными в Китае. Кроме того, агентства предоставляют вам SDK основных биллинговых операторов и помогают запустить ваше приложение в десятках местных магазинов Android.
Минусы: Агентства работают со многими партнерами, поэтому они легко отказываются от поддержки игр, которые плохо работают, так что вам придется справляться с этим самостоятельно, делясь доходами с третьей стороной.
3. Услуги автоматической публикации
Существуют определенные сервисы для автоматической публикации приложений в китайских магазинах Android. Эти сервисы работают очень просто: разработчик регистрируется в системе, загружает платежный SDK с документацией магазина и загружает сборки игр через консоль разработчика. После этого игры утверждаются и автоматически публикуются. Это уравняет шансы для всех приложений с таким типом распространения. Крупнейшими порталами являются AppTutti, Kii China.
Плюсы: На таких платформах почти нет модерации, поэтому одобрить вашу игру очень легко. Кроме того, у вас есть шанс попасть в рейтинг сервиса, если ваша игра достигнет хороших показателей. Порталы получают самую низкую долю дохода после комиссий магазинов. Иногда они берут фиксированную плату за дополнительные услуги и обслуживание вашей учетной записи.
Минусы: Отсутствие продвижения, но иногда сервисы проводят маркетинговые мероприятия, если приложение работает хорошо.
4. Самиздат
Самый простой способ начать — опубликовать игру в Apple App Store в Китае. Доля Китая в выручке Apple App Store составляет не менее 2,3 миллиарда долларов и продолжает расти (данные аналитики на конец 2015 года). По словам Маркуса Кея, генерального директора WizQ Interactive, ARPU игр для iOS в Китае составляет 1,2-1,5 доллара, в то время как ARPU игр для Android составляет 0,7-0,9 доллара.
Плюсы: Политика App Store прозрачна и дает вам полный контроль. Вы делитесь своими доходами только с магазином.
Минусы: Вам придется позаботиться о локализации и ASO самостоятельно или обратиться в агентство в Китае.
Android отличается. Этот рынок в Китае очень фрагментирован. Вам следует обратить внимание на следующие магазины: MyApp от Tencent (180 миллионов установок в день), Qihoo 360 Mobile Assistant, Xiaomi store, Baidu’s Mobile Assistant и Wandoujia.
Плюсы: Широкий охват мобильных пользователей в Китае.
Минусы: Как вы можете видеть, все ведущие альтернативные магазины Android в Китае уже принадлежат гигантским IT-компаниям, которые постоянно конкурируют друг с другом. Baidu search показывает только приложения из своего магазина. Xiaomi устанавливает магазин на свои устройства по умолчанию и блокирует установку другого контента. Вот почему важно публиковать вашу игру во всех магазинах, перечисленных выше. Google Play решил пробиться в Китай после 5 лет молчания. Это займет время, и Google придется решать множество проблем – от выставления счетов на местном уровне до распространения в регионе.
Какие игры подходят для китайского мобильного рынка? Какие игры предпочитают китайские игроки? Мы задали нескольким ведущим компаниям одинаковые вопросы. Вот ответы об иностранных игроках на китайском рынке.
Дональд Тан, генеральный директор AppTUTTi:
Предложение приложений действительно ограничено и, безусловно, недостаточно для обслуживания такого огромного рынка. Существует высокий спрос на большее количество приложений, чтобы восполнить пробел в ограничении контента.
Таким образом, мы считаем, что все виды игровых приложений, отличающихся хорошими инновациями, креативностью и качеством, будут иметь огромные возможности для роста на китайском рынке. Большинство городских работников могут тратить 2-3 часа в день на транспорт. Мы считаем, что эти приложения для казуальных игр для одиночных пользователей были бы очень полезны для того, чтобы убить время во время ежедневных поездок с рабочего места домой и так далее.
С другой стороны, разработчикам приложений следует быть осторожными: в Китае будут ограничены определенные типы приложений, такие как приложения с материалами откровенного сексуального содержания, насилием и травлей, разжиганием ненависти, олицетворением или вводящим в заблуждение поведением, азартными играми и т.д.
Еще один аспект, на который разработчикам следует обратить внимание, — это игровой барьер. Почти все приложения в Китае бесплатны, чтобы повысить скорость загрузки. И тогда основным источником дохода будут покупки в приложении. Кроме того, игровой процесс не должен быть настроен на высокий уровень сложности, поскольку это все еще новый рынок. Большинство мобильных пользователей в Китае все еще новички в играх с приложениями. Чрезвычайно сложное приложение в конечном итоге приведет только к высокому показателю отказов. И дополнительный интерфейс руководства пользователя на экране мобильного устройства мог бы помочь.
Маркус Кей, генеральный директор WizQ Interactive:
Во-первых, позвольте мне быстро привести вам список западных игр, которые работают в Китае.
Стратегия: Clash of Clans, Mobile Strike, Plague Inc., TCG: Hearthstone: Heroes of Warcraft,
Гонки: Asphalt 8: Airborne, MMX Racing, Need for Speed
RPG: Dungeon Legends, Dungeon Hunter 5, Summoners War, MOBA: Vainglory,
Городское строительство: Township, SimCity BuildIt, Ферма: Farm Away!, Hay Day,
Спорт: Забивай! Герой, Моя NBA 2K16, Платформер: Сдавайся!, Мир Лепа, Последние викинги
Виртуальный мир: Minecraft, The Sims, Приключение в поисках предметов: Dreamatorium доктора Магнуса 2, и этот список можно продолжать бесконечно…
Видите ли вы что-нибудь общее в них? Это нелегко найти, не так ли? Правда в том, что любая игра в любом жанре может выиграть в Китае. Игровой процесс или графический стиль также не имеют значения. Если игра великолепна, она добьется успеха в Китае при надлежащей локализации и маркетинге.
Монтгомери Сингман, вице-президент по развитию международного бизнеса iDreamSky Technology:
В Китае есть два разных сегмента мобильных игр, первый — хардкорные / мидкор / онлайн-игры, второй — казуальные / оффлайн-игры. Каждый сегмент рынка индивидуален, и разные компании, выпускающие мобильные игры, в большинстве случаев могут сосредоточиться только на одном сегменте рынка. Хардкорному сегменту нужны MMORPG, карточные баталии и Action RPG, лучше с реалистичным оформлением, русский мультяшный стиль может работать, а может и не работать в Китае. Казуальная сторона хочет игры match three, офлайн FPS, бесконечные раннеры и другие логические игры. Ищите победителей, не рискуйте с непроверенными издателями, никакого агентства не нужно, довольно легко найти издателей, говорящих по-английски.
Дональд Тан, генеральный директор AppTUTTi:
После завершения публикации в магазинах большинство разработчиков руководствуются местным маркетингом и продвижением, которые в Китае обходятся дорого. Затраты даже в размере миллиона долларов могут оказаться неспособными обеспечить необходимые результаты. Есть много неудачных случаев, когда огромные расходы не приводили к ожидаемому результату в Китае. В основном из-за проблем с качеством приложения. Настоятельно рекомендуется сосредоточиться на разработке приложений хорошего качества, интегрированных со всеми местными плагинами, такими как местные платежные шлюзы (оплата телефонных счетов через операторов связи), вход в социальные сети (не Facebook, аккаунты Google, Twitter и т.д., А Weibo, QQ и WeChat) и некоторыми местными инструментами отслеживания использования. Приложения хорошего качества, все необходимые местные инструменты и достаточное освещение публикаций в конечном итоге обеспечат хорошую репутацию в Китае благодаря сарафанному радио. Говорящий кот Том был хорошим примером для зарубежных разработчиков в качестве эталона.
Маркус Кей, генеральный директор WizQ Interactive:
Доступны бесплатные и платные варианты продвижения.
Бесплатные рекламные акции: Я настоятельно рекомендую вам начать с бесплатной рекламы. В конце концов, что может быть лучше бесплатной? Наиболее эффективными вариантами являются ASO (оптимизация магазина приложений) и маркетинг в социальных сетях на Tencent WeChat (facebook в Китае) и Sina Weibo (Twitter в Китае). Существует множество хитростей и подробностей об этих вариантах, и потребуется целая книга, чтобы описать их все. Суть в том, что это обязательные предметы, которые нужно сделать, если вы планируете продвигать в Китае. С другой стороны, не тратьте свое время на написание публикаций для веб-сайтов с обзорами приложений или пресс-релизов. Большинство игроков в наши дни их не читают.
Платные рекламные акции: После использования бесплатных рекламных акций и тонкой настройки ваших игр я рекомендую запустить рекламные кампании для мобильных устройств в китайских рекламных сетях, чтобы увеличить количество загрузок ваших игр. Опять же, WeChat и Weibo — очень хорошие рекламные сети, потому что их рекламные кампании имеют большой социальный и вирусный эффект. Кроме того, китайские разработчики имеют привычку рекламировать свои игры, платя китайским знаменитостям или группам по интересам за размещение мини-блогов об их играх на Sina Weibo. Этот метод обходится дороже, чем баннерная реклама, но это, безусловно, самый эффективный способ добиться качественных установок.
Послесловие
Давайте подведем итоги. Рынок мобильной связи в Китае открывает новые пути для распространения, и языковой барьер больше не является проблемой, поскольку здесь работают менеджеры, говорящие по-английски. Имейте в виду, что для успешного запуска вам потребуется как минимум хорошая локализация и интеграция с местными социальными сетями. Релиз в китайском Apple App Store может